Творчество З.И. Азгура 1940-х годов

Довоенное творчество З.И. Азгура

Героическая Лепка: Творчество З.И. Азгура в Годы Великой Отечественной Войны

В годы Великой Отечественной войны на передний план выдвигается агитационное искусство – графика: плакат, сатирический рисунок. Скульптура 1941-1942 гг. преимущественно станковая. Начиная с 1943 г. создаются проекты памятников во временных материалах (глина, гипс). Ведущим жанром остается портрет. Тематическая композиция рассматривается как подготовительный, эскизный материал.

 

Именно в лоне скульптуры в это время получает новое рождение, интерпретацию «героический портрет». Под «героическим» подразумевается круг портретированных лиц – участники сражений; реалистическое изображение с долей гиперболизации – намеренная деформация формы, целью которой является достижение максимальной силы воздействия воплощенных образов.

 

Реализм искусства военных лет Заир Азгур определяет как реализм наступательный, диктующий, исключающий всякую возможность работать иначе.

В первые месяцы войны скульптор принимает активное участие в выпуске антифашистских листовок.

 

С 9 августа 1941 г. работает в г.Гомеле при редакции ЦК КП/б/ Белоруссии в должности заведующего художественным отделом агитплаката.

 

6 октября 1941 г. ЦК КП/б/ Белоруссии Азгур направляется в г.Новосибирск и г.Томск, где инициирует учреждение и является художественным редактором иллюстрированной газеты «За Родину» Томского Горкома ВКП/б/ и Городского Совета депутатов трудящихся, участвует в организации и является членом Союза советских художников г.Томска в качестве заместителя председателя Союза.  

 

В марте 1942 г. Новосибирским Обкомом ВКП/б/ Азгур командируется в г.Москву по вызову Центрального Комитета КП/б/ Белоруссии и до 1944 г. находится в распоряжении Управления по делам искусств при СНК Белорусской ССР. Работает в отделе пропаганды и агитации в должности скульптора, становится членом Московского союза советских художников.

 

Именно в это время скульптор начинает новый цикл произведений. За три года он создаёт около сорока портретов героев войны: Н.Гастелло (1942 г.), В.Талалихина (1942 г.), А.Кривошеина (1942 г.), А.Молодчего (1943 г.), П.Потоцкой (1943 г.), М.Сильницкого (1943 г.), А.Родимцева (1943 г.), Ф.Смолячкова (1943 г.), Л.Доватора (1943 г.) и др. Большинство из них выполнены с натуры, за ограниченное количество сеансов. Этим фактором, в том числе, продиктовано образно-пластическое решение: живость, непосредственность, этюдность. Данная трактовка, основанная на передаче индивидуальности моделей (внешности и характера, эмоционального состояния), отсутствии патетики, характерна для портретов, датированных 1942 г.: Талалихина, Кривошеина и др.; отчасти для портретов, выполненных в 1943 г.: Смолячкова, Потоцкой и др. В этих работах нет ощущения стихии боя, драматизма, плакатности.

 

Постепенно портреты героического цикла наполняются драматическим звучанием. Активизируется форма: усложняются пространственные повороты, напряженнее становится силуэт. Скульптор идет по пути формального укрупнения (произведения превышают натуру в несколько раз), монументализации образов.

 

Основные качества произведений Азгура военного периода – сила и уверенность пластической лепки форм, лаконичность языка, смелые художественные обобщения.

 

В поисках образов, мотивов, созвучных военному времени, способных служить вдохновляющим примером, Азгур обращается к страницам героического прошлого Беларуси, проводит исторические параллели. В 1943 г. художник выполняет портрет одного из вождей белорусского крестьянского освободительного движения ХVII в. Филона Гаркуши, портреты князей Владимира Полоцкого и Василия Минского в образе ратников в полном боевом снаряжении (шлем, кольчуга, щит).

 

Первые творческие итоги героических лет были подведены на Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война», организованной Комитетом по делам Искусств при СНК СССР к 25-летию Великой Октябрьской Социалистической революции в 1942 г. в г.Москве. На выставке экспонировались живописные (В.Бакшеева, В.Бялыницкого-Бирули, П.Кончаловского, П.Корина и др.), графические (Г.Верейского, Д.Шмаринова, Н.Дормидонтова и др.), скульптурные (А.Грубе, С.Орлова, Н.Томского и др.) произведения. За портреты Героев Советского Союза В.Талалихина, А.Ерёменко и Н.Гастелло, представленные Азгуром,  приказом Комитета по делам Искусств при СНК СССР от 19 февраля 1943 г. скульптор был награждён дипломом I степени.

 

За серию портретов, созданную в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году Заиру Азгуру было присвоено высшее звание страны – народный художник БССР.